Практическая
терминология общеразвивающих упражнений. Автор: |
Практическая
терминология общеразвивающих упражнений.
В предлагаемом материале представлена практическая
терминология основных положений и движений головой, руками, туловищем, ногами и
их сочетаний при проведении общеразвивающих упражнений, с которыми учителя
физкультуры сталкиваются практически на каждом уроке. В ближайшее время мы
планируем опубликовать практическую терминологию основных гимнастических
упражнений, входящих в школьную программу по физическому воспитанию.
Основными
терминами для описания ОРУ являются: стойки, положения рук и ног и основные
движения ими; наклоны, повороты туловища, присед, полуприсед, выпад, упор, сед.
При помощи основных терминов может быть описано множество физических упражнений
с общеразвивающей направленностью, используемых в повседневной профессиональной
спортивной деятельности.
В настоящее
время специалисты по физической культуре не соблюдают или нарушают правила
гимнастической терминологии. При проведении общеразвивающих упражнений можно
слышать: «Руки перед собой…», «В обход по залу…», «вращения», «захлестывая
ноги…»; слова, словосочетания (термины), не соответствующие смысловому понятию
реальных движений.
В текстах
государственных и авторских программ, научных и методических статьях, в
конспектах уроков, представленных на конкурс «Учитель года», допускаются
терминологические погрешности в записи общеразвивающих упражнений, произнесении
строевых команд и др.
Настоящие
факты свидетельствуют о недостаточной прочности знаний терминологии и умений
применять ее учителями в практической деятельности.
В учебном
процессе терминология – это физкультурная лексика, которая охватывает систему,
составляющую совокупность терминов. Терминология способствует краткому, точному
названию и доступному описанию ограниченной формы физического упражнения
(телодвижения), повышению моторной плотности урока, управлению деятельностью
учеников, достижению образовательного, воспитательного воздействия; делает
учебный процесс более целенаправленным. В широком смысле терминология является
профессиональным языком общения специалистов в педагогических системах «учитель
– учитель», «учитель – ученик», «ученик – учитель», «ученик – ученик – учитель»
для написания конспектов, научнометодических материалов.
Название
движения состоит из главного слова (термина), которое характеризует сущность
движения, и из дополнительных слов, которые либо предшествуют главному, либо
стоят после него.
Каждое
движение выполняется из определенного исходного положения, которое имеет свое
название; затем следует само движение, которое завершается конечным положением.
Основные
термины исходных положений (сокращенно – и.п.).
Стойка
(стойки) –
вертикальное положение тела вверх или вниз головой и с опорой ногами или
руками.
|
Основная
стойка (сокращенно – о.с.) соответствует выполнению команды «Смирно!», ноги
вместе, но в тексте это не пишется и не произносится |
Стойки
выполняются с различным положением ног. К терминам «стойка» относятся:
|
Стойка
ноги врозь. При этом ноги расставляются на ширину плеч. По правилу сокращения
«ноги на ширине плеч» не пишется и не произносится |
|
Широкая
стойка (ноги разведены значительно шире плеч, тяжесть тела равномерно
распределяется на обе ноги) |
|
Стойка
ноги врозь, правая (левая) спереди |
|
Стойка
ноги врозь скрестно, правая (левая) спереди |
|
Стойка на
коленях (туловище и бедро составляют прямую линию) |
|
Стойка на
правом (левом) колене (другая нога, согнутая в суставе на 90°,выставлена
вперед, но это в тексте не указывается) |
Стойки
выполняются с различным положением рук. В этом случае описание видов стоек
осуществляется по правилу «снизу вверх». Вначале указывается положение ног,
затем – рук.
|
Стойка
ноги врозь, руки в стороны |
|
Стойка
ноги врозь, руки вперед |
|
Стойка
ноги врозь, руки вверх |
|
Стойка руки
назад |
|
Руки в
стороны |
|
Стойка
ноги врозь, руки в стороны |
В положении
руки в стороны ладони обращены вниз, но при описании направление ладоней вниз
не указывается и не пишется. Если при описании положений руки в стороны
положение кистей иное, то направление ладоней обязательно должно быть указано:
например, «стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вперед, или назад, или
вверх, или правая ладонь вперед, левая ладонь назад» и т.д. Те же требования
предъявляются при описании положения руки вверх.
|
Руки вверх |
|
Стойка
ноги врозь, руки вверх |
В положении
руки вверх ладони обращены внутрь, но в тексте это не указывается.
Стойка ноги
врозь предполагает разведение ног на ширину плеч, о чем в тексте не пишется.
|
Широкая
стойка, руки на пояс (ноги разведены значительно шире плеч), тяжесть тела
равномерно распределяется на ноги |
Другие
положения рук:
|
|
|
|
Руки за
голову |
Руки перед
грудью |
Руки вверхнаружу |
Руки вверх
скрестно |
Вышеуказанные
положения рук являются симметричными.
Ниже
приведены асимметричные положения:
|
|
|
|
Левая
(правая) рука в сторону (другая рука вниз, но ее положение не указывается) |
Левая рука
вверх |
Правая
рука вверх, левая рука в сторону |
Левая рука
внизнаружу, правая рука вверхнаружу |
Симметричные
положения согнутых рук:
|
|
|
|
Руки на
пояс |
Руки за
голову |
Руки к
плечам |
Руки перед
грудью |
|
|
|
|
Руки в
стороны, согнуты вниз |
Руки вниз,
согнуты вперед |
Руки
вперед, согнуты к плечам |
Руки
назад, согнуты |
Асимметричные
положения рук:
|
Правая
рука на пояс, левая рука за голову |
|
Правая
рука согнута вверх, левая рука согнута вниз |
Движения
руками выполняются
с малой, средней и большой амплитудой.
Малая
амплитуда
характеризуется перемещением руки в пространстве не более чем на 90°. В этом
случае при терминологической записи указываются только положения рук.
Например:
И.п. –
о.с. |
|
1 – руки
назад. |
|
2 – руки в
стороны. |
|
3 – руки
вперед. |
|
4 – и.п. |
|
Средняя
амплитуда
обозначается термином «дуга» (дугами, дугой).
Амплитуда
перемещения рук (руки) составляет более 90° и менее 360°.
Большая
амплитуда обозначает,
что перемещение руки соответствует 360°, т.е. по кругу. Поэтому здесь
используются термины «круг», «круговые движения».
И.п. –
стойка руки в стороны. |
|
1 – дугами
книзу, руки вверх. |
|
2 – круг
руками внутрь |
|
3 – дугами
наружу, руки вниз |
|
4 – и.п. |
|
Направление
движений руками по дуге и по кругу определяется начальным перемещением рук из
различных положений.
|
Из положений |
||
кверху |
|
|
|
|
Руки в
стороны |
Руки
вперед |
Руки назад |
Движения руками
дугой (дугами) и круг (круги) руками выполняются кверху – книзу. Например:
– дугой
книзу, руки вверх;
– дугой кверху, руки вниз;
– круг руками книзу;
– круг руками кверху.
Движения
дугой (дугами), круг (круги) выполняются также вперед – назад, наружу – внутрь.
|
|
|
|
О.с. |
Руки вверх |
Руки в
стороны |
Руки
вперед |
Например:
|
Круг
руками вперед. |
|
Круг
руками наружу |
|
Дугами
внутрь, руки вниз |
Положения и
движения головой:
вертикальное положение головы, наклон головы вперед, наклон головы влево,
наклон головы вправо; поворот головы налево, поворот головы направо.
С учетом
исходных положений движения головы выполняются дугой, по кругу (круг головой
влево, круг головой вправо). При терминологической записи всегда пишется слово
«голова».
Движения
туловищем:
|
|
|
|
Наклон
вперед |
Наклон
вперед прогнувшись |
Наклон
назад |
Поворот
туловища налево (направо) |
По
терминологической записи при выполнении наклонов слово «туловище» не пишется и
не произносится – только при скручивании (повороте) позвоночника, например:
«наклон прогнувшись, руки на пояс»; «наклон назад», но не «наклон назад
прогнувшись», так как наклон назад согнувшись выполнить невозможно; «поворот
туловища направо (налево)».
Положения
ног. Согласно
правилам сокращения слово «нога» не пишется и не называется, заменяется на
«правая» или «левая».
|
Правая
(левая) вперед на носок |
|
Левая
(правая) в сторону на носок, руки в стороны |
|
Правая
(левая) согнута вперед, руки на пояс |
|
Правая
(левая) вперед, руки за голову |
Движения
ногами выполняются махом, подъемом, выставлением.
К группе
положений и движений ногами относят термины «выпад» (выпады), «полуприсед» и
«присед»:
|
Выпад
правой (левой) вперед, руки в стороны |
|
Выпад
влево (вправо), руки вверх |
|
Полушпагат
правой (левой), руки на пояс |
|
Полуприсед,
руки на пояс. |
|
Присед,
руки в стороны |
Термин
«упор» предполагает выполнение упражнения, когда опора приходится на руки и
ноги. При этом мышцы туловища испытывают значительное напряжение.
К упорам
относят:
|
Упор
присев |
|
Упор лежа |
|
Упор лежа
на согнутых руках |
|
Упор лежа
сзади |
|
Упор лежа
сзади, согнув ноги |
|
Упор лежа
правым (левым) боком |
|
Упор
присев на левой (правой), правая (левая) в сторону на носок |
Термин «сед»
используют при описании упражнений, выполняемых в партере:
|
Сед |
|
Сед согнув
ноги |
|
Сед углом |
|
Сед в
группировке |
|
Сед на
пятках, руки на пояс |
|
Сед ноги
врозь |
|
Сед углом,
руки в стороны |
К данной
группе могут быть отнесены положения лежа: на животе, на спине, на боку.
Названия
положений рук определяются по отношению к туловищу:
|
Лежа на
спине, руки вперед (а не вверх) |
|
Лежа на
животе, руки вверх |